Немецкий супертанк Maus — мышонок, не оправдавший надежд Гитлера

0
351

Содержание

Немецкий супертанк Maus - мышонок, не оправдавший надежд Гитлера

Немецкий супертанк Maus — мышонок, не оправдавший надежд Гитлера Известно, что во время Второй мировой войны у Германии довольно часто появлялись различные проекты по созданию грандиозной и монструозной техники. Насколько всё это было эффективно на практике – вопрос уже другой, но выглядели такие чудовища действительно впечатляюще. Одним из них стал сверхтяжёлый танк Maus – самый тяжёлый образец бронетехники среди всех когда-либо построенных на Земле. Сергей Смолин Maus

Грандиозные амбиции

 

В 1942 году Гитлер распорядился создать новый танк прорыва с максимально возможной защищённостью. Предполагалось, что боевая машина получит лобовую броню толщиной 200 миллиметров, а вес танка-великана дойдёт до 160 тонн. Работами по созданию боевой машины руководил Фердинанд Порше. После некоторых уточнений проект получил обозначение «Projekt Nr.205». Имя танку придумали весьма ироничное: «Mauschen» («Мышонок»).

Отметим, что в немецком командовании многие весьма скептично отнеслись к самой концепции подобных сверхтяжёлых машин. Но Адольф Гитлер любил всё масштабное и амбициозное. Мнение скептиков фюрера не интересовало.

Рождение «Мыши»

В самом начале 1943 года Гитлеру представили полноразмерный деревянный макет «Мышонка». Фюреру он понравился. В феврале того же года руководство решило обязательно оснастить танк огнемётом. Инженеры от такого внезапного нововведения в восторге не были, но задачу решили. При этом, масса танка возросла на 5,5%, что потребовало доработок ходовой части. 1 мая Гитлер ознакомился с новым макетом. В это же время название решили сократить до «Maus» («Мышь»). Мышонок вырос.

К концу 43-го был готов опытный образец чудо-танка. Он стал плодом совместных усилий нескольких компаний. Так, Krupp делала корпус и башню с орудиями (которых, кстати, было целых два – побольше и поменьше). Daimler-Benz занималась двигателем, Skoda – ходовую часть, Siemens-Schuckert – некоторые элементы трансмиссии, которая была электромеханической. Сборка танка осуществлялась на заводе, принадлежащем Alkett. 23 декабря «Маус» впервые сдвинулся с места. Официально у инженеров ещё не было разрешения на проведение испытаний «Мыши», но, тем не менее, танк погоняли по территории завода. Выяснилось, что для машины таких размеров танк оказался проходимым, маневренным и легко управлялся. Далее Maus отправился на различные испытания, уже «легальные».

Здравый смысл

Сначала планировалось создать партию из десяти таких танков. Но к этому времени у Рейха уже были определённые проблемы, и производственных мощностей не хватало даже для производства «нормального», более необходимого вооружения. Здравый смысл победил, и выпуск десяти «Маусов» отменил лично Гитлер.

Весной 1944-го к «Маусу» вернулись. Был создан второй образец танка и заказано ещё четыре корпуса. В июле заказ снова отменили, а готовые корпуса отправили на металлолом.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Выжимной подшипник КАМАЗ: особенности конструкции, параметры выбора

Какими были «Мыши»

Ранее мы писали Американская T28/T95: умопомрачительная сверхтяжёлая машина, которую считали то танком, то САУ В эпоху Второй мировой войны различные монструозные проекты появлялись, как правило, у Германии. Сверхтяжёлый … Читать далее Бронирование корпус танка имел следующее: 200 миллиметров спереди, 120 – 200 по бортам, 160 – 180 сзади. Броня башни доходила до 280 миллиметров, толщина маски орудия составляла 260. За исключением бортов корпуса, углы наклона брони присутствовали. Длина «Мауса» была более 9 метров, ширина и высота – около 3,7. Реальная масса исполина составила почти 190 тонн!

Орудия танк получил два. Первым стало 128-миллиметровое PaK 44, то же, что у «Ягдтигра». Бронепробиваемость у него была феноменальной. Известен случай, когда оснащённый им «Ягдтигр» пробил лобовую броню танка «Шерман» с расстояния 3,5 километра! Вторая пушка – KwK 40 – была семидесятимиллиметровой. Присутствовал и пулемёт – MG-34 калибром 7,92, а также тот самый огнемёт. Экипаж чудо-танка состоял из шести человек.

Бензиновый двигатель «Мауса» развивал 2 000 «лошадей» и разгонял машину до 25 км/ч. Интересно, что большинство мостов массу великана выдержать бы не смогли, поэтому реки танк должен был преодолевать по дну. Для этого танк герметизировался и подключался кабелями к другому «Маусу». По кабелям подавалось питание и осуществлялось управление.

Оценка возможностей и дальнейшая судьба

Принимать участие в боевых действиях «Маусам» уже не пришлось. В апреле 45-го года к полигону, где они находились, подходила советская армия. Эвакуировать машины было невозможно. Немцы приняли решение взорвать «Маусы». Однако, серьёзные повреждения от взрыва получил только один из них. В дальнейшем из двух взорванных танков собрали один. Он был отправлен в СССР. После испытаний внутреннее оборудование демонтировали, и в конечном итоге «Мышь» попала в бронетанковый музей в Кубинке.

Каким бы танк оказался на деле? Вероятнее всего, весьма бесполезным. Да, такая броня действительно смогла бы выдержать выстрелы практически из всех танковых и противотанковых пушек, имеющихся у союзников. В свою очередь, сам «Маус» имел крайне мощное вооружение, позволяющее ему бороться с любой бронетехникой, а также укреплениями и живой силой. Только вот для гаубичного огня, а также авиации, медленная и громоздкая машина стала бы просто удобной мишенью. Кроме того, не стоит забывать о том, что «Маусы» было весьма проблематично перемещать к месту назначения.

Вероятно, Гитлер мечтал сделать супертанк, который был бы практически неуязвимым. Но на практике создать «бессмертную» боевую машину было невозможно.

«Штурмтигр»: что мы знаем про безумный бомбомёт Гитлера