Как это было. Неудачная попытка японцев сделать свой сверхтяжелый танк

0
199

Содержание

Как это было. Неудачная попытка японцев сделать свой сверхтяжелый танк

Как это было. Неудачная попытка японцев сделать свой сверхтяжелый танк В 1939 году после поражения на Халхин-Голе Японии стало понятно, что её танки безнадёжно устарели. Вывод был сделан вполне логичный: танки нужно сделать новые. Однако, подошли к вопросу их создания несколько своеобразно. Сергей Смолин O-I

«Мобильный ДОТ»

Помимо прочего, японцы решили сделать огромный танк с мощной бронёй, который можно было бы использовать как «передвижной ДОТ». В частности, планировалось использовать такие танки в качестве средства береговой обороны, а также в боевых действиях на больших открытых пространствах. В основном, машина должна был применяться против Маньчжурии и СССР.

При постановке задачи инженерам прямым текстом сообщили, что новый танк должен быть в два раза больше, чем уже существующие машины. Почему командование подошло к вопросу именно со стороны габаритов, а, например, не конкретных значений толщины брони – непонятно. Как бы там ни было, задача была поставлена, и конструкторы приступили к её выполнению.

В марте 1941 года проектные работы были завершены. Будущая машина получила обозначение «O-I». Это сокращение произошло от двух японских слов, означающих «Большой Первый».

Что получилось у инженеров

Ранее мы писали «Ямато» и «Мусаси»: какими были самые большие линкоры в истории Изучаем знаменитые японские линейные корабли эпохи Второй мировой войны, ставшие самыми крупными линкорами … Читать далее O-I должен был стать действительно очень большим танком. Его длина, согласно проекту, составляла аж 10 метров! Для сравнения: знаменитый немецкий гигант «Маус» в длину был «всего» 9 метров 5 сантиметров. А самый длинный танк из когда-либо созданных – французский Char 2C – был длиной 10 метров 27 сантиметров, то есть, совсем чуть-чуть длиннее нового японца.

Ширина и высота O-I тоже должны были быть, мягко говоря, немаленькими: 4,2 метра и 4 ровно соответственно. Более высоких танков на этой планете не было! Вес гиганта должен был составить 100 тонн.

А вот толщина брони для такого веса выдающейся не кажется. Лоб сверхтяжёлого японца должен был иметь толщину до 110 миллиметров, борта и корма – до 70. Например, знаменитый советский ИС-2, появившийся на пару лет позже, имел лоб толщиной 100 – 120 мм, а борт – 90 – 120, но весил при этом 46 тонн, то есть, почти в 2,5 раза меньше. Тут также следует учитывать, что японская металлургия в то время значительно отставала от Западной, поэтому на практике броня гигантского танка была бы менее прочная, чем у европейских и американских машин при той же толщине.

Двигателя собирались поставить сразу два. Моторы должны были быть бензиновыми, карбюраторными, мощностью по 550 лошадиных сил каждый. Такая силовая установка должна была разгонять O-I до 25 км/ч (при движении по шоссе).

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Почему рынок подержанных автомобилей в Европе начинает разрушаться

Что касается трансмиссии, то она должна был представлять собой копию трансмиссии 15-тонного японского танка Chi-Ha, только увеличенную в размерах.

O-I планировали оснастить аж четырьмя башнями. На Западе к этому времени от многобашенной схемы уже отказались, так как на практике она себя не оправдала. В главную башню японцы собирались поставить 150-миллиметровую гаубицу. В передней части машины должно было стоять две небольшие башни с 47-миллиметровыми пушками. Четвёртую башню, вооружённую двумя пулемётами калибра 7,7 мм планировали установить в задней части танка.

Модернизации и вариации

Многие источники утверждают, что на самом деле первым проектом был 96-тонный, который вскоре эволюционировал и стал тем самым 100-тонным. Но на танке весом в сто тонн японцы не остановились. Вскоре появились различные вариации на тему O-I.

В частности, был разработан проект, представляющий собой тот же O-I, но с более толстой (до 200 мм) лобовой бронёй и 100-миллиметровым длинноствольным орудием. Вспомогательные 47-миллиметровые пушки заменили на 57-миллиметровые. На главную башню поставили небольшую башенку с зенитным пулемётом. Двигатели в этот раз выбрали дизельные. Этот вариант должен был весить уже 120 тонн. Название он получил, исходя из массы: «Type 120 O-I».

Также был создан проект, названный «Mi-To». Эта машина должна была стать уже 150-тонной. Этот вариант привлёк заинтересовал военных больше остальных.

Воплощение в металле

Как бы там ни было, по факту решено было построить опытный образец «средней», 120-тонной машины. В 1943 году был создан один прототип. Сделан он был из конструкционной стали и не имел башен.

Испытания прототип не прошёл. У него возникли проблемы с ходовой частью, и в 1944 он был разобран на металлолом.

Если бы технические проблемы японцам удалось устранить, и танк был запущен в серию, то на практике он, вероятнее всего, стал бы просто громоздкой, медленной и не очень хорошо защищённой мишенью. Может быть, 200-миллиметровая лобовая броня более тяжёлых версий танка ещё смогла бы защитить его от противотанковых пушек, да и то только в том случае, если бы японский металл оказался достаточно прочным. Но борта и корма всё равно были бы вполне уязвимыми. А для гаубиц и авиации подобная машина стала бы очень лёгкой добычей.

Как итальянцы построили лёгкий танк, который считали средним

Американская T28/T95: умопомрачительная сверхтяжёлая машина, которую считали то танком, то САУ