Первый американский тяжёлый танк M6: машина со странной судьбой

0
394

Содержание

Первый американский тяжёлый танк M6: машина со странной судьбой

Первый американский тяжёлый танк M6: машина со странной судьбой К началу Второй мировой войны у Соединённых Штатов Америки практически не было тяжёлых танков. Между тем, становились очевидны две вещи. Во-первых, танки стали играть в войне огромную роль. Во-вторых, армии требовались мощные боевые машины, способные эффективно бороться с танками противника и осуществлять поддержку пехоты во время штурма хорошо укреплённых позиций. Сергей Смолин M6

Неплохая идея

В 1939 году американцы начали разработку новых тяжёлых танков. Изначальная концепция предусматривала создание многобашенной машины, вооружённой двумя 75-миллиметровыми орудиями, двумя 37-миллиметровыми, одним 20-миллиметровым, а также несколькими пулемётами.

Но вскоре от многобашенной схемы отказались. На практике у неё имелись существенные недостатки. Так, командиру танка было практически невозможно эффективно командовать машиной с несколькими башнями и большим количеством членов экипажа. Такой танк имел иметь большие габариты и массу при относительно не очень толстой броне.

Ранее мы писали Американская T28/T95: умопомрачительная сверхтяжёлая машина, которую считали то танком, то САУ В эпоху Второй мировой войны различные монструозные проекты появлялись, как правило, у Германии. Сверхтяжёлый … Читать далее Дальше была идея сделать машину с одной башней, в которой находилось бы два орудия: одно – калибром 50 мм, другое – 37. Более мощное 75-миллиметровое собирались установить в корпус танка. Такая конструкция напоминала бы увеличенный в размерах средний танк M3. Но в итоге американцы пришли к более традиционному решению. Основное орудие решили установить в башне, «как положено». А вот идею «дополнить» его ещё одной, небольшой, пушкой не забросили, оставив 37-миллиметровое орудие на месте. Что касается брони, то её толщина должна была быть не менее 75 миллиметров. Планируемый вес машины составлял около 50 тонн. На момент начала проектирования такой танк должен был стать одним из самых защищённых и хорошо вооружённым в мире. Название проект получил T1.

Три варианта. И ещё один

Было выпущено несколько опытных образцов T1. Они отличались между собой типом корпуса и трансмиссией. Так, один танк имел литой корпус и электрическую трансмиссию. Второй – литой корпус и традиционную трансмиссию. Третий – традиционную трансмиссию и сварной корпус. Двигатели всем трём вариантам полагались бензиновые. Помимо этого, планировали создать ещё один T1 – с установкой из двух дизельных моторов. Но её разработка затянулась, и дизельный танк так и не появился.

Первым в серию пошёл вариант с литым корпусом и «обычной» трансмиссией. Он получил название M6. Было выпущено всего восемь «М шестых», после чего его сменил собрат со сварным корпусом. Его назвали M6A1. Этих танков произвели двенадцать штук. В дальнейшем появился M6A2: сварной и с «электрикой».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Жертвы перестройки: последние автомобили разработанные в СССР

Технические данные

Броню M6 получил такую: 70 – 102 миллиметра во лбу (с наклоном от 0° до 60°), 44 – 70 мм по бортам (наклон от 0 до 20°), 41 мм с наклоном 17°в корме. Для сравнения: советский тяжёлый КВ имел спереди броню толщиной 60 – 75 мм с наклоном 30 – 70°. Весил M6 много: 57,5 тонн.

Вооружили танк, как и планировали, двумя орудиями. Одно имело калибр 76,2 мм, другое – 37. Пулемёта было четыре: два калибром 7,62 и два 12,7 миллиметров.

Карбюраторный движок развивал мощность 700 лошадиных сил. С ним тяжёлый M6 разгонялся до 32 км/ч.

M6 имели некоторые недостатки. Силуэт танка был несколько высоковат. Существовали и определённые просчёты в компоновке внутреннего пространства.

Слишком поздно (хотя раньше было и не нужно)

Тяжёлые танки встретили определённое отторжение у самих танкистов, включая некоторых генералов. Они считали, что танк должен был быть более подвижным. Вероятно, такая точка зрения основывалась на немецком опыте применения танков в Европе в начале войны, то есть, в рамках концепции блицкрига. Однако, к середине войны всё было иначе, и у Рейха уже были знаменитые тяжёлые «Тигры», с которыми, кстати, пришлось иметь дело и американцам.

Но самой главной проблемой M6 стало то, что появились они слишком поздно и к моменту запуска в серию уже устарели. Производство того же КВ началось в 1939 году и закончилось в 1942-м. M6 же попали на конвейер только в 1942 году, когда КВ делать уже переставали!

Именно по этим причинам «Шестёрок» сделали очень мало: всего сорок, считая M6, M6A1 и M6A2. Возможно, что, если бы M6 появились года на три раньше, они бы стали одними из лучших танков мира, несмотря на имеющиеся недостатки. С другой стороны, Соединённые Штаты вступили в войну только в декабре 1941 года, а поставлять вооружение союзникам по ленд-лизу стали осенью того же года. Поэтому, если бы производство тяжёлых танков в США началось раньше, то проявить себя вовремя им было бы попросту негде.

M6 использовались в армии как учебные машины. И, в каком-то смысле, они стали такими же «учебными» для американских инженеров. Полученный при их создании опыт пригодился им в дальнейшем. M6 были первыми тяжёлыми танками США. И для «первого раза» конечный результат был не так уж плох.

Танк «Шерман»: почему он стал таким популярным у союзников

«Чаффи»: как выглядел лучший легкий танк Второй мировой