Содержание
Какие особенности были у «фронтовой неотложки» ГАЗ-55 «Военные врачи, свой путь от капитанов/Вы начинали, вы всегда в строю. Профессия врача, увы, как это странно/Сильней всего нужна порой в бою». Строчка из стихотворения А. Костика как нельзя по теме нашего сегодняшнего разговора. Виктор Субботин Фото: carakoom.com
А разговор этот будет о санитарном автомобиле времен Великой Отечественной – ГАЗ-55. Чего греха таить, далеко не всякое транспортное средство может справиться с трудной задачей, связанной с эвакуацией раненых с поля боя и их транспортировке на десятки километров вглубь тыла. «Пятьдесят пятый» мог и не такое. За что ему были благодарны тысячи спасенных бойцов.
Отапливаемый медблок
Ранее мы писали ГАЗ-34: трехосный вездеход, почему-то проигравший «сто тридцать первому» ЗиЛу Знаменитую «шишигу» ГАЗ-66 видели многие. А вот такой же грузовик, только с тремя осями? Слабо? А он есть … Читать далее Автомобиль появился за долго до того, как фашистская армада вероломно вторглась в пределы Советского Союза. Проектированием санитарного автомобиля для нужд Красной армии инженеры Горьковского автомобильного завода озаботились еще в 1935 году. Естественно, по команде «сверху». Первый опытный образец был построен в 1938-м.
Необходимость в современной по теме временам «санитарке» стала очевидной к середине 1930-х: войска имели подобные специализированные машины, но это были открытые грузовики ГАЗ-АА и ЗиС-6, которые годились разве что для банального вывоза раненых. Это, говоря современным языком, было не совсем то, что требовалось.
Базой для «санитарки» ГАЗ-55 стало шасси ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ. Правда, не без новаций в конструкции. Так, например, подвеска получила удлиненные рессоры с меньшей толщиной металла и другие (гидравлические) амортизаторы (от ГАЗ-М1) – это сделало ход автомобиля немного мягче.
Отсек для медперсонала позволял разместить 4 человек и транспортировать их в лежачем положении, на носилках. К тому же, он обзавелся обогревом: да, не совсем экологичным (от выхлопных газов, проходящих через 2 калорифера), но все же. Зато была активная вентиляция – это когда в крышу решено было установить 3 вентилятора. Задняя часть грузовика имела глухие проёмы, однако 2 из них (те, что по середине) были стеклянными.
И топливный бак над мотором
Динамические характеристики для «санитарки» не пустой звук, и вы сами понимаете, почему. Так вот, ГАЗ-55 мог передвигаться со скоростью до 70 км/ч. По тем временам не так уж и плохо. Это все благодаря 3,3-литровому 4-цилиндровому карбюраторному ДВС, мощность которого, на удивление, была смехотворной — всего 50 л.с. Интерес может представлять расположение топливного бака – его как бы «подвесили» над силовым агрегатом, в том самом месте, где располагается приборная панель. То есть получается, что подача бензина была самотёком.
Головные фары, клаксон и пр. питались от 6-вольтного электрооборудования. Интересно, что стеклоочиститель работал не от электрики, а от вакуумного моторчика, связанного с входным коллектором карбюратора. Запуск – целая история: сначала требовалось повернуть ключ в замке зажигания, затем нащупать некий напольный рычаг (чуть выше педали газа) и пробовать запустить мотор. Можно было подстраивать угол опережения зажигания – этому помогал подрулевой переключатель.
«Да отсохнет его карбюратор во веки веков»
Годом позже производство грузовика было перенесено на Горьковский автобусный завод (ГЗА). А в конце 1950-го история «санитарки» подошла к своему логическому концу – на смену ГАЗ-55 подоспела новая, более современная модель ГЗА-653, что использовала базу ГАЗ-51.
Некоторым ГАЗ-55 может показаться знакомым по одному известному советскому фильму, где один из героев произносит ставшую потом известной фразу: «Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса, да отсохнет его карбюратор во веки веков». Но это не совсем верно — на самом деле в «Кавказской пленнице» (1966 г.) снялся не совсем такой автомобиль, а переделанная по образу и подобию «самоделка» на стандартном шасси ГАЗ-АА, но с кустарным кузовом.
Задние родные мосты были заменены на мосты ГАЗ-51, а передняя подвеска с поперечной рессорой — на традиционную из 2 полуэллиптических. Диски были самые разные — передние американские, из ленд-лизовских поставок, задний правый (с двумя отверстиями) — от раннего ГАЗ-51, задний левый (с 6-ю отверстиями) — от УралЗИС.