История «Адмирала Кузнецова»: как Советы делали свой авианосец

0
336

Содержание

История «Адмирала Кузнецова»: как Советы делали свой авианосец

История «Адмирала Кузнецова»: как Советы делали свой авианосец В начале XX века королями океанов были линкоры – большие корабли с мощным артиллерийским вооружением и прочной бронёй. Однако, через какое-то время ситуация изменилась. Появились авианосцы, и палубная авиация стала гораздо более эффективным оружием, чем крупнокалиберные пушки. Первой страной, полностью оценившей все преимущества авианосцев стали Соединённые Штаты. Но через какое-то время создавать такие корабли начали и другие государства. Сергей Смолин AK

А что в Советском Союзе?

В СССР ситуация сложилась, прямо скажем, странная. Первые идеи по постройке авианосцев появились ещё в середине Великой Отечественной войны. Но воплотиться этим идеям в жизнь не дали.

Во время ВОВ «главным по флоту» был Народный комиссар (позже – Главнокомандующий ВМФ) Николай Кузнецов. Перед Великой Отечественной этот человек сыграл значительную роль в укреплении флота, находившегося тогда в не самом лучшем состоянии.

Кузнецов понял, насколько перспективны могут быть авианосцы. После войны он предложил программу дальнейшего развития военно-морского флота, в которой было уделено внимание и им. Но у адмирала возникли разногласия со Сталиным. Кузнецов в итоге отделался очень дёшево: его не расстреляли и не отправили в лагерь. Сначала его лишь сняли с должности Главнокомандующего и сделали начальником Управления военно-морских учебных заведений. В дальнейшем Кузнецова вместе с другими адмиралами судили, признали виновным по не совсем понятным обвинениям, но, в отличие от его «коллег», всё же, не посадили. К тому времени Кузнецов имел высшее морское звание из существующих в СССР – адмирал флота. Кузнецова понизили до контр-адмирала и послали служить на Дальний Восток.

Через несколько лет Кузнецова, всё же, вернули на должность «главного по ВМФ» – теперь она называлась «военно-морской министр». После смерти Сталина возвратили и звание адмирала флота. Но ненадолго. Хрущёву Кузнецов тоже не понравился. В итоге министра снова понизили – в этот раз до вице-адмирала – и отправили в отставку, уже окончательно. Кроме того, в официальной советской истории заслуги Кузнецова перед флотом и страной (а они были действительно велики) с этого момента начали сильно занижать.

Само собой разумеется, что при таких условиях Сталин, а позже Хрущёв, не стали рассматривать предложенную адмиралом программу развития. И авианосцы в СССР оказались никому не нужны. Более того. Началась активная пропаганда: якобы, боевые возможности авианосцев сильно преувеличиваются, никакой ощутимой роли эти корабли в войне не играют, и вообще строить нужно крейсеры с ракетным вооружением.

Первые ласточки

Ранее мы писали «Nimitz» и «Gerald R. Ford»: самые большие и впечатляющие военные корабли всех времён В начале XX века сами «мощными» военными кораблями были линкоры, вооружённые крупнокалиберными орудиями. Но … Читать далее Как бы там ни было, со временем всё-таки стало очевидно, что корабли с авиационным вооружением для военно-морских сил необходимы. Советский Союз, однако, решил пойти своим путём. В 1970-м началось строительство «Киева» – так называемого тяжёлого авианесущего крейсера. «Киев» имел полное водоизмещение немногим более 41 тысячи тонн. Для сравнения: водоизмещение американского «Enterprise», спущенного на воду в 1960-м, было почти в 2,5 раза больше. Но основной проблемой «Киева» стал не размер, а сама концепция. В СССР изначально решили создать не «полноценный» авианосец, а именно «промежуточный» корабль, своеобразную помесь авианосца с крейсером. Это подразумевало, что, помимо, авиации, корабль будет иметь и дополнительное ракетное вооружение. Но… На практике авианосцы всегда используются не «самостоятельно», а в составе большой группы кораблей, поэтому в собственном дополнительном вооружении они не нуждаются. А вот непосредственно «авианосные» возможности у «Киева» были, мягко говоря, скромные. «Нормальные» самолёты он нести не мог вообще, и был рассчитан только на самолёты вертикального взлёта, в данном случае – Як-38, которые по сравнению с «нормальными» самолётами (как американскими, так и советскими) были неудачными. Мало того, что лётные качества и вооружение у Як-38 были откровенно слабыми, эти самолёты ещё и не имели радиолокационной станции! При этом, число «Яков» на корабле ограничивалось всего двенадцатью, и это было очень мало.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как получить максимальную скидку при покупке автомобиля

По каким-то причинам было построено ещё несколько подобных «Киеву» тяжёлых крейсеров. Возможно, Советский Союз стал жертвой собственной «антикузнецовской» пропаганды и до сих пор не верил в необходимость создания именно полноценных авианосцев. Возможно, были очень переоценены сами Як-38. А, может быть, советским инженерам просто не хватало умения или же финансирования, чтобы сделать такой сложный и дорогой корабль как авианосец. В итоге создать корабль для размещения «нормальных» самолётов в СССР решено было только в 1982-м году.

Кстати, что касается «Киева», то в 1993-м, в связи с износом оборудования и недостатком денежных средств, из состава флота он был выведен. Позже его продали в Китай, где он стал одновременно выставочным экспонатом и отелем.

Появление «Кузнецова»

Итак, в 82-м, в Советском Союзе, наконец, начали строительства корабля, способного нести на себе полноценные самолёты. И снова к делу подошли по-своему. Корабль опять обозвали «тяжёлым авианесущим крейсером» и сделали не очень большим. Водоизмещение его составило около 60 000 тонн. Ракетное вооружение оставили. Но, всё же, это был шаг вперёд. Новый крейсер уже мог нести нормальные самолёты – определённые модели тех же МиГ и Су. Правда, количество их по-прежнему было не слишком велико: не более двадцати шести.

Во время проектирования крейсеру сначала дали название «Советский Союз». Потом его переименовали сначала в «Ригу», потом в «Леонида Ильича», а ещё потом – в «Тбилиси». Но в 1990-м, к концу испытаний, корабль получил своё окончательное имя: «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов». Да, в честь того самого Кузнецова, который предлагал делать авианосцы почти полвека назад.

Каким корабль получился? Скажем честно: оценки у него в целом нелестные. По версии, например, одного из американских журналов, «Кузнецов» занял первое место в списке худших авианосцев всех времён. В частности, критике подверглось устаревшее оборудование корабля и его низкая надёжность, а также силовая установка. Последняя достойна отдельного упоминания. Авианосному кораблю больше всего подходит атомная силовая установка. Несмотря на то, что в СССР давно делали, например, атомные ледоколы, «Кузнецову» почему-то дали не ядерный реактор, а котлотурбинную установку, работающую на мазуте. Возможно, роль тут сыграла дешевизна мазута, а также обслуживания такого мотора. Ещё одна распространённая причина критики «Кузнецова» – использование для взлёта самолётов не катапульт, а трамплина. Это упрощает конструкцию корабля, но сильно ограничивает возможности базирующейся на нём авиации.

И что дальше?

В июне 2021-го года стало известно, что «Адмирал Кузнецов» скоро отправится на ремонт и модернизацию, в ходе которой, возможно, некоторые его недостатки удастся устранить. Что из этого получится на практике, и есть ли у такого корабля какой-то потенциал – покажет время.

«Ямато» и «Мусаси»: какими были самые большие линкоры в истории