Как автомобиль «Победа» поставили на аэросани

0
161

Содержание

Как автомобиль «Победа» поставили на аэросани

Как автомобиль «Победа» поставили на аэросани 15 марта 1958 года, начались испытания аэросаней «Север-2». Необычный транспорт был разработан в КБ им. Н.И. Камова. Ходовой образец имел 260-сильный, установленный в задней части, двигатель АИ-14Р и, как вы правильно узнали, кузов легендарной «Победы» М-20. Виктор Субботин Фото: zen.yandex.ru Изображение загружается

Не сказать, что сам тип транспортного средства был настоящим откровением. До того момента белые просторы Крайнего Севера уже бороздили похожие «почтовые» аэросани (модель НКЛ–16), но к концу 50-х они уже морально и физически устарели/поизносились. Поэтому на самом верху было принято решение подготовить им достойную замену.

Главное, чтобы было тепло

Технических требований к разрабатываемой машине было много. Новые аэросани должны были иметь отапливаемую 2-местную кабину, отделенную от грузового отсека перегородкой с небольшим окошком; в грузовом отсеке объемом 1,2 куб. метра должно было уместиться не менее 500 кг писем и посылок.

Первым делом — самолеты

Предстояло также выбрать авиационный мотор. Шансы были у 160-сильного движка с индексом М–11Ф, который на тот момент устанавливался чуть ли не на все советские легкомоторные самолеты. Возможно, он был хорош, но к концу 50-х явно устарел. Поэтому для заново разрабатываемой модели «Север-2» выбрали мотор серии Аи-14 от запорожского КБ им. А.Г. Ивченко. Им уже комплектовались современные самолеты типа Як-12 и Як-18, к тому же он был заметно мощнее (260 л.с.).

«Север-2» использовал немало серийных узлов и деталей, что, в общем-то, входило в планы заказчика. Так, например, от «Победы» позаимствовали переднюю подвеску и рулевое управление, от вертолета Ка-15 — амортизационные стойки задних лыж, от самолета Як-12 — жалюзи охлаждения двигателя и т.п.

Не все шло гладко

Ходовые испытания, 64-летие начала которых мы отмечаем в эти мартовские дни, продемонстрировали массу недоработок конструкции аэросаней. Пришлось довести до ума переднюю подвеску — колея передних и задних лыж стала одинаковой. Тормоза на задних лыжах показали на тестах свою неэффективность, поэтому от них пришлось отказаться, попутно установив 2-лопастный реверсивный деревянный воздушный винт В–530 РД–36.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Шесть аргументов в пользу того, насколько эффективны ремни безопасности

Не выдержал критики и подогреватель подошвы лыж – его просто подбили фторопластом (тефлоном), не примерзавшим к снегу. Проверили снова и убедились: сани теперь свободно трогались с места, легко скользили по мокрому и абразивному снегу, немного возросла скорость передвижения.

Связистам в помощь

Выпуск аэросаней наладили на 116-м авиационном заводе «Прогресс» в г. Арсеньеве (Приморский край), который, что интересно, специализировался на производстве крылатых ракет П–15 «Термит». Первая партия из 9 аэросаней была отправлена в Комсомольск-на-Амуре – там машины вышли на почтовые маршруты. Довольно быстро почтальоны нашли недочеты, которые не были определены во время испытаний. Поэтому, например, пришлось переделать конструкцию лыж, усилить кузов и т.д.

В общей сложности в период с 1960 по 1961 г.г. было собрано 100 аэросаней «Север-2». Львиная доля (97 ед.) была закуплена Министерством связи СССР, два экземпляра оказались на Камчатке, а один какими-то неведомыми судьбами обрел прописку в Горьковской области.

Машины помогали почтальонам возить письма и посылки в самых разных уголках нашей необъятной родины, прежде всего, в ее мало проходимых местах. Говорят, что за год аэросани накручивали по холодным снегам арктического Севера до 15 тыс. км. Нет сомнения, что и в настоящих условиях подобная техника могла бы принести пользу людям, оторванным от благ цивилизации.

Упомянутые модели: ГАЗ M-20 Победа