Жертвы перестройки: последние автомобили разработанные в СССР

0
533

Содержание

Жертвы перестройки: последние автомобили разработанные в СССР

Жертвы перестройки: последние автомобили разработанные в СССР Советский автопром принято поминать не самыми добрыми словами. Действительно, качество советских автомобилей и используемые в них технологии заметно уступали японским, европейским или американским машинам, однако в СССР в конце 80-х годов прошлого века разрабатывался ряд интересных автомобилей. Автор: автожурналист Последние автомобили СССР

ЗИЛ

За что никогда не приходилось краснеть советским конструкторам, так это за автомобили высшего класса. СССР был одной из немногих стран в мире, где подобные машины разрабатывались и производились самостоятельно, а их качество было вполне сравнимо с Rolls-Royce, Bentley и Mercedes-Benz. Последним советским седаном высшего класса стал ЗиЛ-4102, разработка которого началась в 1982 году, а первые два прототипа были собраны шесть лет спустя.

Пятиместный заднеприводный седан оснащался бензиновой 315-сильной 7,7-литровой «восьмеркой» ЗиЛ-4104, с которой на пару трудилась трехступенчатая автоматическая КПП. ЗиЛ-4102 выглядел современнее предшественника ЗиЛ-4104, многие узлы и детали от которого он позаимствовал, но не так монументально. Не исключено, что машину можно было бы довести до ума, в том числе доработать экстерьер, но было принято решение о прекращении работ над автомобилем. Стоит отметить, что ЗиЛ-4102 имел ряд интересных для отечественных машин новинок, например, климат-контроль и бортовой компьютер с синтезатором речи. Из двух выпущенных автомобилей до наших дней дожил только один, а второй был разобран и от него сохранились только фрагменты.

ГАЗ

Горьковский автозавод специализировался на моделях рангом ниже. В перестроечные годы горьковчане разработали седан ГАЗ-3105 «Волга», который должен был убить двух зайцев – стать преемником не только «двадцать четвертой» «Волги, но и наследником ГАЗ-14 «Чайка». По сравнению с ГАЗ-24 автомобиль подрос до 5050 мм, обзавелся 3,4-литровым двигателем V8 мощностью 170 л.с., но автомата так и не получил, ограничившись механической «пятиступкой». Зато была предусмотрена полноприводная модификация, а по уровню оснащения (гидроусилитель руля, АБС, электростеклоподъемники, центральный замок) новая «Волга» должна была стать самым «навороченным» советским автомобилем.

Но первые образцы были представлены только в 1992 году, уже после развала СССР. Ещё через два года начался серийный – вернее, мелкосерийный – выпуск машины, а ещё через два года производство было прекращено в связи с бесперспективностью проекта. По одним данным выпустили 55 ГАЗ-3105 «Волга», по другим – 67. В любом случае, массовым этот автомобиль не стал, хотя должен был выпускаться сотнями в год. Процесс рождения автомобиля, начатый в середине восьмидесятых годов, слишком затянулся, а постперестроечные реалии сделали ГАЗ-3105 полностью неконкурентоспособным. В сравнении с хлынувшими в страну иномарками, «Волга» выглядела старомодной, неэкономичной и имела совершенно непривлекательный ценник.

Москвич

В 1986 году, то есть уже в перестроечные годы, на конвейере московского завода АЗЛК прописался переднеприводный хэтчбек «Москвич-2141». Казалось бы, несколько лет автозаводцы могли спокойно выпускать эту модель, занимаясь лишь её модернизацией. Однако в конструкторском бюро АЗЛК было разработано сразу несколько перспективных моделей: минивэн «Москвич-2139 Арбат», седан «Москвич-2143 Яуза» и хэтчбек «Москвич-2144 Истра».

Кроме того, был разработан восьмиместный минивэн «Москвич-3733» который должен был выпускаться не только в Москве, но и в Братиславе под именем BAZ-MNA 1000. Все эти автомобили в серию так не пошли из-за сложной экономической ситуации и АЗЛК, вплоть до своего закрытия в 2010 году, продолжал выпускать модификации устаревшего на тот момент «Москвича-2141». Хотя перспективные разработки московского автозавода были интересными и самобытными и пойди история страны по другому пути, то вместо бюджетников Renault, в Москве сейчас выпускались бы совсем другие машины.

ИЖ

Ижевский автозавод, долгое время выпускавший модели АЗЛК, перед развалом СССР успел запустить в производство морально устаревший хэтчбек Иж-2126 «Орбита», впоследствии сменивший имя на «Ода». Мало кто знает, но в 1990 году ижевцы взялись за разработку минивэна Иж-042, вполне справедливо рассудив, что ниша отечественных минивэнов пустует. Используя узлы от других моделей Иж семиместный минивэн построили всего за полтора года, но этот проект постигла та же судьба, что и проекты минивэнов АЗЛК.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Как автомобиль «Победа» поставили на аэросани

В постсоветские времена денег на развитие не было и ижевцам не оставалось ничего другого, как выпускать Иж-2126, спрос на который падал каждый год. От банкротства ИжАвто спасло сотрудничество с АвтоВАЗом, впоследствии вылившееся в поглощение ижевского завода тольяттинским автогигантом. Сложно сказать, насколько был бы востребован на рынке минивэн Иж-042, но стоит отметить, что ижевцы рыночные тренды уловили очень своевременно – в начале девяностых годов минивэны пользовались очень большой популярностью как в Европе, так и в США.

RAF

Впрочем, не только Ижевский автозавод готовился «приватизировать» сегмент однообъемников. Рижский автозавод RAF ещё в середине восьмидесятых годов начал разрабатывать преемника микроавтобуса RAF-2203, а в 1990 представил модель РАФ-М1 «Роксана». Самое интересное, что доводкой этого автомобиля занималась британская инжиниринговая фирма IAD.

Впоследствии рижане представили развитие «Роксаны» – РAФ-M2 «Стилс», который неплохо смотрится и в наши дни, а в начале девяностых годов выглядел получше многих иномарок. Но так как Рижский автозавод всегда был тесно «завязан» на кооперацию с другими советскими заводами, то после 1991 года, с обретением Латвией независимой, все связи были нарушены и молодой республике не хватило сил довести эти проекты до конца.

Но даже если бы и удалось поставить РАФ-М2 «Стилс» на конвейер, то реализовывать автомобили на перенасыщенном европейском рынке было бы очень трудно, а на российском рынке была очень серьезная конкуренция со стороны газовской «Газели». Вот почему перспективные модели RAF смело можно назвать жертвами перестройки – с развалом СССР они были обречены, как и сам Рижский автозавод, переживший Советский Союз всего на семь лет.

ЛУАЗ

Во времена Союза Украинская ССР имела очень развитый автопром. В Запорожье выпускались легковые автомобили, в Кременчуге – грузовики, в Луцке – внедорожники и во Львове – автобусы. Грузовики и автобусы в наш обзор не входят, поэтому вспомним разработанный на Луцком автозаводе в восьмидесятые годы компактный внедорожник ЛуАЗ-1301. Автомобиль изначально разрабатывался как бюджетная модель, поэтому имел незатейливый дизайн, кузовные панели из пластика и слабенький 1,2-литровый 53-сильный двигатель от «Таврии», с которым на пару трудилась четырехступечатая механическая КПП.

Конструкторы ЛуАЗа планировали выпустить целое семейство на базе ЛуАЗ-1301: трех- и пятидверный внедорожник, пикап и спецтехнику для военных, милиции и «скорой помощи». Но после обретения Украиной независимости, средств на развитие этого проекта катастрофически не хватало, вот почему начало серийного производства ЛуАЗ-1301 откладывалось более десяти лет, несмотря на то что первые опытные образцы машины появились ещё в 1988 году. В последний раз старт серийного производства был назначен на 2004 год, но к тому времени всем было ясно, что автомобиль давно устарел и в 2006 году проект был окончательно закрыт. Сам Луцкий автозавод в 2005 году был поглощен компанией «Богдан Моторс» и в настоящее время в небольших количествах выпускает автобусы.

Итог

Несмотря на то, что большинство автомобильных проектов позднесоветского периода так и остались лишь проектами, некоторым автомобилям повезло пережить развал СССР и встать на конвейер уже в постсоветские времена. Но таковых единицы: ВАЗ-2110, ВАЗ-2123 и УАЗ-3160, впоследствии превратившийся в УАЗ «Патриот».Более того, в постсоветские времена большинство легковых автопроизводителей либо прекратили выпуск машин собственной разработки, перейдя на выпуск иномарок, либо обанкротились.

Запорожский автозавод давно перешел к выпуску иномарок, рижский RAF ликвидирован более десяти лет назад, в России свернул выпуск своих легковых автомобилей ГАЗ, АвтоВАЗ и ИжАвто входят в структуру концерна Renault, а АЗЛК, ЗиЛ и СеАЗ обанкротились. Независимым остался только УАЗ, выпускающий достаточно пожилые автомобили собственной разработки, но вот сколько это будет ещё продолжаться – неизвестно.