Содержание
Первые встроенные телефоны в автомобилях: какие они были Сегодня мы запросто едем на машине и разговариваем по мобильному телефону (за простят нас Правила дорожного движения и ГИБДД), принимая это как данность. А ведь еще сравнительно недавно о такой роскоши и помышлять не смели. Виктор Субботин Фото: pikabu.ru
Впрочем, первые всем известные звоночки о том, что в стране под названием СССР есть мобильные телефоны, донеслись во время проведения летней Московской Олимпиады-80. Тогда, напомним, удивленным иностранным корреспондентам раздали мобильные телефоны, чтобы те установили их в автомобили.
Система на Играх использовалась широко, продуктивно и показала себя с лучшей стороны. Чуть ли не все журналистские репортажи с соревнований проходили именно через «Алтай». Да, иногда проявлялись и ограничения «Алтая» — журналисты жаловались на плохую связь. Тогда инженеры рекомендовали переставить автомобиль немного в сторону, и связь возвращалась.
Советские связисты стали победителями Олимпиады вместе с советскими спортсменами; олимпийских медалей, правда, им не досталось, но Государственную Премию СССР получили многие ведущие разработчики. Речь идет об отечественной системе мобильной телефонии под названием «Алтай».
Первый «мобильник» весом 3 кг
Ее корни уходят в послевоенные годы, когда в апреле 1957-го мало кому известный инженер Леонид Куприянович, представляющий Московский государственный специализированный проектный институт (ГСПИ), где, кстати, рождалось отечественное телевидение, продемонстрировал прототип мобильного телефона ЛК-1.
Тот аппарат (трудно сегодня представить) весил порядка 3 кг. На тот момент наиболее важным был вопрос беспроблемного сопряжения с обычной телефонной сетью. Так вот, оно проводилось через Автоматическую телефонную радиостанцию (АТР). На следующий год (1958-й) Леонид Иванович смог значительно снизить вес своего телефона, доведя его до 500 граммов. А вскоре (1959-й) «кулибин» предложил монтировать АТР на высотных зданиях – как вы понимаете, это был фактически прототип нынешних базовых станций мобильной связи.
Воронеж не догонишь
Параллельно инженеры Воронежского НИИ связи (ВНИИС) занимались разработкой системы мобильной связи «Алтай», и это был заказ высшего партийного руководства Советского Союза, так что работы спорились. Сегодня есть предположение, что изобретение Леонида Куприяновича послужило неким толчком к созданию проекта «Алтай». А все потому, что оно получило широкую известность в стране благодаря публикации в научно-популярном журнале «Наука и жизнь», которым зачитывались от млада до велика.
Помимо воронежских и московских электро-инженеров над проектом «Алтай» трудились коллеги из Ленинграда, а позднее присоединились предприятия из Белоруссии и Молдавии. По большому счету, специалисты из разных частей Советского Союза объединили свои усилия, чтобы создать абсолютно уникальный для своего времени продукт — автоматическую мобильную связь.
Нетрудно представить, насколько трудной была реализация этой идеи, ведь тогдашний технический уровень был не сродни современной «цифре» — голос передавался в эфире привычным образом. К тому же, приходилось передавать спецсигналы, с помощью которых система могла в автоматическом режиме найти свободный радиоканал, установить связь и передать набираемый телефонный номер.
В коммерческую эксплуатацию (как бы сейчас сказали) система мобильной связи «Алтай» была введена в 1965 году. Поначалу связь устанавливали вручную, однако к концу 1960-х удалось перейти на «автоматические рельсы». Отчасти это было ноу-хау, правда, не без огрехов: основным лавным недостатком «Алтая» считалось ограниченное количество абонентов – всего 250–300 на одну сеть.
Пошло-поехало
Партийные руководители пришли в восторг от «Алтая». Еще бы — настоящий телефон в машине производил неизгладимое, статусное впечатление. Разработчики постарались сделать его как можно более похожим на привычные аппараты: у «Алтая» была трубка, а в некоторых моделях — даже диск для набора номера. Чуть позднее от диска все же отказались, заменив его кнопками – так оно было гораздо удобнее.
Кстати. О том, что мы оказались пионерами в данной области, говорит такой факт: американский опытный образец мобильного телефона (IMTS, Improved Mobile Telephone Service) удалось запустить лишь через год после ввода в эксплуатацию отечественной мобильной системы. При этом его коммерческая эксплуатация стартовала лишь в 1969-м.
Кстати
В 1877 году Эдисон переписывался с президентом одной из телеграфных компаний. Речь шла о введении четких правил при использовании нового устройства для приема и передачи голосовых сообщений. Эдисон предлагал начинать разговор со слова «hullo». А вот у изобретателя телефона, Александра Белла, была другая точка зрения. Он считал уместным в качестве начала разговора использовать слово «ahoy». Именно таким английским словом приветствуют друг друга команды встретившихся в море кораблей (его кричали в рупор на другой корабль с тем, чтобы начать разговор).
В результате вариант Эдисона прижился, им мы сегодня и пользуемся. Наше «алло» является русифицированным «hullo». Интересно, что в Россию слово попало даже не из Америки напрямую, а транзитом через Европу. Там заморское «hullo» подверглось обработке диалектами, породив как «алло», так и «алё».
Упомянутые модели: ГАЗ 13 Чайка