Чехословацкая «Кологусенка»: история про трактор, который очень хотел стать танком

0
210

Содержание

Чехословацкая «Кологусенка»: история про трактор, который очень хотел стать танком

Чехословацкая «Кологусенка»: история про трактор, который очень хотел стать танком После Первой мировой войны в Европе образовалось такое государство как Чехословакия. У новой страны была своя армия. Были и танки: семь штук Renault FT. К концу двадцатых годов «Рено» устарели, да и количество их государство не устраивало. Были предприняты первые попытки разработать свои боевые машины. В результате на свет появился лёгкий танк с весьма оригинальной родословной. Сергей Смолин Kolohousenka

Немецкая школа

Казалось бы, при чём тут немцы? Но без них здесь не обошлось. Дело в том, что после Первой мировой, согласно Версальскому договору, Германия не имела права разрабатывать свои танки. Впоследствии эта договорённость была нарушена, но какое-то время танками в Германии действительно не занимались. А, следовательно, без работы (и без денег) остались некоторые инженеры-конструкторы. Выход они нашли простой: стали искать заказчиков из других стран. С этим проблем не было, так как развитие танкостроения шло в то время бурным ходом, и новые танки хотели все. Среди таких инженеров оказался и знаменитый Йозеф Фольмер – отец-основатель немецкого танкостроения как такового.

«Танкотрактор» Фольмера

Ранее мы писали Прадедушка «Тигра»: с чего начинались знаменитые немецкие танки Изучаем Panzerkampfwagen I – первый серийный немецкий танк, созданный после Первой мировой войны. После поражения … Читать далее После войны конструктор работал у себя в Германии над машиной с колёсно-гусеничным движителем. Да, делать танки было запрещено. А вот проводить эксперименты с тракторами – нет. Поэтому с ходовой частью Фольмер возился на гусеничном тракторе. Это был Hanomag Z WD-50 – известная модель, которая, кстати сказать, производилась и в СССР под названием «Коммунар». Была разработана система, позволяющая «переделать» гусеничный трактор в колёсный. Для этого машина загонялась на подставки, и к ней прикреплялись колёса.

В 1923 году чехословацкая компания под названием Breitfeld-Daněk купила лицензию на производства разной техники «Ханомага», в том числе, и одной из модификаций трактора WD-50. Узнав об этом, Йозеф Фольмер сообщил чехословацкой стороне о своих изысканиях и предложил создать на основе трактора колёсно-гусеничный танк. Нуждающаяся в новых танках Чехословакия идеей заинтересовалась.

Первый образец

Первый образец чехословацкого «танкотрактора» появился в 1924-м. Он создавался совместными усилиями трёх компаний: Laurin a Klement, Ringhoffer и Breitfeld-Danek. Машина была сугубо опытной. Бронирования она пока не имела.

Место водителя переместили вперёд, а двигатель – назад. Он был бензиновый, мощностью 50 л.с. Сверху ставилась башня с вооружением. Установленные по бокам колёса были «обычные», автомобильного типа. Ведущими были только задние, а управляемыми – передние. Передние колёса, кстати, не имели подрессоривания, то есть, устанавливались «наглухо». Назвали образец «Kolohusenka 50HP» или, сокращённо «KH-50», что означало: «колёсно-гусеничная машина с двигателем 50 л.с.».

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Амортизаторы вибрации

В общем и целом, «Кологусенка» произвела положительное впечатление на военных. Следующим шагом стала постройка уже полноценного танка с бронёй. И вот здесь начались проблемы.

А масса-то возросла!

Как несложно догадаться, наличие брони значительно увеличило вес бывшего трактора. И 50-сильного движка машине уже не хватало. На колёсах она разгонялась не быстрее 35 км/ч – в принципе, ненамного больше, чем новые гусеничные танки того времени. А на гусеничном ходу скорость и вовсе не превышала 15 км/ч. Помимо медлительности были и другие проблемы. Высота «Кологусенки» на гусеницах почти равнялась её ширине, а на колёсах даже превышала её. Это сильно ухудшало ходовые качества машины. Но, всё же, основным недостатком считалась именно низкая скорость.

В 1927-м появилась версия с двигателем мощностью 60 лошадиных сил (KH-60), а в 1929-м – с двигателем мощностью 70 (KH-70 соответственно). У «Семидесятки» скорость была уже хорошей: 60 км/ч на колёсах. Но проблемы, связанные с высоким силуэтом, напротив, немного усугубились за счёт увеличения массы двигателя и всей машины. Кроме того, военные решили, что танк всё-таки получился слабоват по своим боевым качествам.

Броня и пушка

«Кологусенка» имела броню толщиной 14миллиметров со всех сторон – нормальный для того времени показатель. Орудие ставилось 37-миллиметровое. Предусматривалась возможность замены его на один, а позже на два пулемёта калибром 7,92 мм. Масса танка, в зависимости от двигателя, колебалась от 8,5 до 9 тонн. Экипаж состоял из двух человек: механика-водителя и командира, который был также заряжающим, наводчиком и стрелком.

Не получилось

По итогам испытаний чехословацкие военные от «танкотрактора» отказались. Точных данных по количеству построенных «Кологусенок» и их дальнейшей судьбе нет. Вероятнее всего, сделано было два KH-50, два KH-60 и один KH-70. Считается, что «Семидесятка» в итоге попала в Италию, но что с ней произошло потом – непонятно. Есть также версия, что KH-60 были проданы Советскому Союзу, но никакого подтверждения этому нет.

БТ-7: как американский колёсно-гусеничный танк стал советским

Малоизвестный Т-29: странноватый, но по-своему интересный советский танк с колёсами и гусеницами