Содержание
«Медведе-волки»: на что способны чеченские багги «Чаборз» В Гудермесе, на территории Российского университета спецназа без малого 6 лет работает небольшое производство «Чаборз» (в пер. с чеченского «медведь-волк»), выпускающее всепроходимые багги. Основная клиентура – силовики, но при наличии желания машину продадут и вам. Иван Братуха Фото: topwar.ru Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается
«Первой нашей ласточкой была модель М-3, — поведал в беседе с корреспондентом 110km.ru генеральный директор «Чаборз» Александр Сирык, много лет отдавший «КамАЗу». – Машина пришла из спорта, все ее проблемы мы прекрасно знали. Рамзан Кадыров увидел и сказал: «Это то, что надо, давайте наладим серийный выпуск». Наладили».
Первые 4 машины собрали в подмосковном Фрязино, проверили, решили, что можно работать. Но оказалось одно «но»: удаленность производства от полигонной базы и реального региона использования. В Москве все больше туристы, а М-3 изначально предназначалась для спецназа, взамен УАЗа.
В описании багги говорится: «Наиболее эффективно использование в лесостепной, степной, пустынной зоне, предгорьях и горной местности, в зонах с сильно пересеченным рельефом (промоины, бугры, осыпи), с большим углами уклона. По местности со слабыми опорными поверхностями (слабозаболоченная местность, снег и песок)».
Благодаря пространственной раме, среднепоперечной моторной компоновке и колесным движителям, М-3 способна ходить там, где даже УАЗ не пройдет. «Задача ставилась четкая, — говорит Александр Сирык. — Машина должна идти по руслам высохших рек, по бездорожью. Этого можно достигнуть хорошим сцеплением с грунтом и дорожным просветом (300-350 мм), а также большим полным ходом колеса. Чудес не бывает, это физика».
Полная масса – 1300 кг, грузоподъемность – 450 кг. Около 800 кг весит сама машина. Нам позволили усесться за спиной опытного инструктора и проехаться по гудермесскому полигону спецназа. Вышли еле живые, насквозь мокрые, но крайне довольные: что творит «Чаборз» — просто чудо. На испытаниях, как сказал гендиректор предприятия, «крышу словили» боевые пловцы, один подольский курсант врезался в дерево. Всего в рамках тестирования машину переворачивали 10 раз. Я не знаю, как ехали те смельчаки, умудрившиеся «уронить» багги, но мне показалось, что это мало выполнимая задача.
Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается У М-3 две независимые подвески: полный ход задней – 350 мм и передней – 450 мм. «Можно было вытянуть и на 420 мм, но тогда мы потеряли бы максимальную скорость», — прокомментировал Александр Анатольевич. Машина собрана на серийных узлах и агрегатах: тормозная система – вазовская, мотор – 98-сильный ВАЗ-2126, которому сделали чип-тюнинг, согласованный с заводом-изготовителем. Реальная мощность достигла 110 л.с., и для этой машины, по словам инженеров «Чаборз», ее вполне достаточно.
Колеса — с развитыми грунтозацепами, поэтому передвигаться по асфальту не ее стихия. М-3 сделали в том числе в 4-местном исполнении, но это уже прогулочный вариант, так как потеряли в динамике. Развесовка роскошная: 37:63%, поэтому на бездорожье «пепелац» чувствует себя как в своей стихии – необходимость в полном приводе отсутствует.
«Армия нам говорит, мол, дайте полный привод, — рассказывает генеральный директор. — Приходится отвечать, мол, на маленькую машину он не нужен в принципе. Причем в этом случае все комплектующие будут импортными, а это неизбежно в 2 раза удорожание. Или просят: сделайте кресло второго ряда поворачивающимся, чтобы солдат мог стрелять вбок. Мы «за», но тогда теряется безопасность этого самого кресла, то есть солдат окажется за пределами каркаса безопасности».
Ходим с М-6 на М-4
Вторая модель в линейке «Чаборз» – М-6. У нее более мощный 5,6-литровый дизель (320 л.с.) с хорошим крутящим моментом 450 Нм, иная компоновка, 4-ступенчатый «автомат». Едет хорошо, но годится разве что для прогулок. «Поняли, что нужна механическая коробка, так как тяжелые условия эксплуатации АКП не вытянет», — говорит Александр Анатольевич.
Разработчики называют машину «более ГАЗовской» что ли: коробка и раздатка от «газели», хоть и доработанные местными мастерами. Подвески независимые, рулевое управление – реечное с ГУР, дисковые тормоза. Колея – 1850 мм, дорожный просвет – 300 мм. Может преодолевать брод глубиной до 1 метра. На сегодняшний день собрано три машины М-6.
Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается Изображение загружается
В разработке «Чаборз» присутствует третья модель – 4-местная М-4. Этой весной планируется откатать ее в «железе». Машина ориентирована на туристов, потому как у нее нет навесного оборудования и улучшенной шумопроводки, свойственной «спецназовским» версиям. Александр Сирык называет М-4 «уазовской», и это притом, что использовано много узлов от М-3. У багги 146-сильный двигатель ЗМЗ-409 (220 Нм), механическая коробка, независимые подвески, реечное рулевое управление с электроусилителем, дисковые вентилируемые тормоза.
«Пружины для М-4 покупаем в Челябинске, — говорит Александр Анатольевич. — Поначалу их там неважно «вили», сейчас продукция что надо. Могут, если захотят. До зарезу нужен дизель, но по нему пока что провал. ЯМЗ, конечно же, делает такой мотор, но он крупный и тяжелый, пойдет разве что на «Тигр». У ярославского мотора такой крутящий момент, что он будет у нас землю выкидывать. Еще и коробка добавит проблем. Плохо, что многих комплектующих в России как не было, так и нет. Мы хотим заказывать у своих, чтобы развивать отечественное производство. Но российские детали и узлы дорогие, поскольку нет конвейерной сборки».
Развивать надо свое
Руководитель «Чаборз» сетует на невнимание со стороны государства. «Увы, оно не смотрит в нашу сторону. Это еще хорошо, что нам изначально дали ангар и оборудование, мы ни за что не платим. В нашем отечестве как все происходит: Минобороны просыпается лишь после того, как увидит, что тот или иной российский автопроизводитель направил за границу то-то и то-то. Живем с оглядкой на остальных. Скажем, смотрят на BRP, но они, как ни странно, тоже ломаются, мы их часто ремонтируем: неоднократно меняли коробку, ходовую, ремни… Только порядок цен иной: стекло на BRP стоит 20 000 рублей, на нашу машину – около 5000 рублей. Раму и трубы для каркаса гнем сами, сами точим детали, красим и т.п., разве что ковки нет».
Втулки скольжения – импортные, но сказать, что они сверхнадежные, ребята из «Чаборз» не могут: опыт сирийской командировки говорит о том, что их быстро «съедает» абразивный песок. По словам г-на Сирыка, только в одной пространственной раме М-3 насчитывается 136 деталей. Местные инженеры постоянно модернизируют конструкцию багги: положение руля, педалей, эргономику, стекла, зеркала и т.п.
На сегодняшний день заказчикам отправлено 58 машин. Из них в Чечне осталось 7 багги, включая службу безопасности Рамзана Кадырова. Львиная доля покупателей, как ни странно, гражданские лица, что-то ушло в Росгвардию. 4 машины укатили за границу. Недавно за одно календарное лето 14-летний парень, сын банкира, проехал на чеченском багги 8000 км, заправлялся на обычной АЗС, машиной остался доволен. По словам Александра Сирык, фирма старается делать минимальную наценку на свою продукцию. Модель М-3, например, стоит 2 млн 320 тыс. рублей. «Надо сначала завоевать рынок», — заявил в конце нашего разговора руководитель предприятия, и он прав.